Home
Крестный ход
10.07.2014 05:33

 

«По преданию в Раменье по реке Чурга приплыла икона Спаса Вседержителя и пристала к берегу как раз в этом месте. Вплоть до начала 20-х годов здесь отмечался Спасов день. Служилось молебствие, после чего все страдавшие недугами и желающие исцелиться купались и омывались в водах Чурги. Народу набиралось 10-15 тысяч. Ехали на лошадях, пешком шли те, у которых был дан обет «сходить на поклон к Спасу в Раменье». Верующие съезжались издалека: не только из Вельского уезда, но из Вологды, Архангельска, Ярославля…»

 

image001
image001
image002
image002
image003
image003
image004
image004
image006
image006

1.Крестный ход на реку Чурга в праздник «Духов день». 1912 г. Фото Лукинского И.Ф.

2.Крестный ход на реку Чурга 1 августа (ст. стиль) в Спасов день. 1912 г. Фото Лукинского И.Ф

3. Крестный ход на реку Чурга Эти фотографии нам предоставила из своего семейного архива, семья Макарьиных, проживающих в г. Вельске.

 

 

Крестный ход, в котором носят явленную икону Вседержителя, с копией, Николая чудотворца, две хоругви и два ручные фонаря, нарочно для сей церковной церемонии построенные, всегда делается на р. Чургу, находящуюся в полуверсте от часовни, - на место ровное, луговое, но пустынное, окруженное со всех сторон большим и малым лесом. Там отправляется обыкновенно водосвятный молебен.
Вот история Георгиевской часовни и устройство ее и очерк совершающегося в ней церковного служения. Очевидно, тут - все обыкновенное, без всяких особенностей. но огромное стечение молящегося народа на августовское празднество, его молитвы во время церковных служб и его пожертвования в пользу часовни представляют поистине необыкновенную, по крайней мере, в нашей местности, особенность, вполне заслуживающую благоговейного внимания всякого православно верующего. Поэтому мы решаемся сказать два-три слова о всем этом.
Так Вологодская епархия издревле славится многочисленностью не только церквей, но и часовен; да и ныне она имеет на всем своем протяжении до 750 церквей и около 600 часовен, где возносятся, как благовонный фимиам, молитвы верующих к милостивому Богу, Царю и Господу всяческих, и святым Его. Но, из всех молитвенных домов в епархии, кажется, не было и нет такого, куда бы одновременно стекалось столь великое множество богомольцев, какое одновременно собирается на 1 августа, когда церковь наша совершает празднество «происхождению честных древ честного и животворящего креста Господня», и когда начинается Успенский пост, к Георгиевской часовне или, как говорят, к Спасу в Раменье, в место пустынное, глухое, окруженное почти со всех сторон дремучим лесом. Много, наприм., сходится народа на праздники в Спасо-Прилуцкий монастырь, в Глушицкий, в Спасо-Суморин, в Семигородную пустыню и к Прокопию праведному, Устюгскому чудотворцу, - места для богомольцев, можно сказать, главные в епархии, но мало по сравнению с многолюдством раменским, на 1 августа (ст.стиль). Чудное, удивительное стечение! Сюда к Георгиевской часовне в Раменье съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов, всех званий и сословий, молодые и старые, богатые и бедные, здоровые и немощные, и в продолжение двух суток, с утра 30 июля по утро 1 августа, беспрерывно, денно и нощно, по четырем дорогам - Вельской, Судоромской, Ракульской и Пуйской, не десятками, не сотнями, а почти непрерывной вереницей. тянутся жители не одного Вельского уезда, нет, - почти всей Вологодской губернии и уездов Кириловского, Каргопольского и Шенкурского. Казалось бы, не мала площадь Першимского Починка, со включением усадебной и пахотной земли, простирающаяся, приблизительно, до 125000 кв. саж. или квадратной полуверсты: но и этого пространства бывает недостаточно, хотя оно почти сплошь занимается народом. Сверх того заняты бывают богомольцами все нежилые строения, как то: мякинницы, овины, бани и др., а домы, так сказать, битком набиты, несмотря на то, что многие из богомольцев, особенно дальних, приезжают на самое короткое время, только для поклонения святыне и отправления молебнов. Немало их, кроме Першимских мест, останавливается по дорогам Вельской и Ракульской и в другой деревне, смежной с Починком. Короче сказать: на 1 августа к Георгиевской часовне, в Першимский Починок собирается всего народа более 10 тысяч. Цифра эта, по местности, огромная, замечательна еще тем, что она как прежде постепенно возрастала, так и ныне с году на год увеличивается. Было время, лет, наприм., 50 тому назад, что богомольцев собиралось сюда всего сто-двести человек, да и то из ближайших окрестностей. Ощутительнее стало возрастать число их с 30-х годов; а теперь удивительно как прибывает! Но продолжим рассказ.
Весь народ в Першимском Починке, на 1 августа, движимый чувством богомоления, представляет наблюдению дивные явления. Во время пения молебнов для отдельных семейств, он то совершает частные молитвы, либо в часовне и близ нее, либо где-нибудь недалеко от часовни; то суетится и хлопочет об исполнении других религиозных дел, уделяя тут несколько минут и на хозяйство свое, применительно к кочующему своему состоянию. - В это время смотришь на него, как на огромное собрание, еще не объединенное ни мыслями, ни чувствами, ни действиями, на собрание, разнообразно колеблющееся. Но не то видишь в часы всенощной и крестного хода. В это время народ представляет нечто величественное, глубоко трогательное. По колокольному призыву ко всенощной, весь народ немедленно сдвигается к часовне и, вошедши в нее или, по возможности приближившись к ней, останавливается, и за тем во все служение, обратив взоры свои и мысли к чествуемой святыне, горячо, горячо возносит молитвы, прошения и моления, и вместе с тем испускает воздыхания и вопли, исходящие прямо из глубины сердца. Но не нам описывать молитвенное состояние святого собрания, не нам изображать чувствования молящихся душ. Скажем только, что все собрание живо изображает тогда единое стадо, которое знает своего доброго Пастыря (Иоан. 10, 14) и вопиет к Нему с крепкой надеждой, как к могущему спасти его от всякого бедствия (Евр. 7, 25). Зрелище истинно умилительное и назидательное! Видя это, невольно устремляешься духом горе. Но сила народной веры еще живее, еще поразительнее открывается в крестном ходу. Лишь только крестный ход начинается, или точнее сказать, лишь только раздастся колокольный звон, возвещающий о начале крестного хода, вся масса народа приходит в движение и, бросая все житейское, горит одним желанием излить пред милосердным Отцом небесным свои молитвы, и вместе с ходом приближается к месту водоосвящения. Тревожно движутся народные волны. но без всяких дурных приключений. Тут главным образом только и видишь, что веяние священных хоругвей и восторженность поклонников; только и слышишь что пение священнослужителей да глухой отголосок шествующей массы. голос народа на время смолкает. Но вот священная процессия достигла своего места, народ останавливается. Одни поместились на берегу речки, другие сгруппировались по поляне, а иные вошли даже в воду. Начинается молебное служение Господу всяческих. Тысячи человек возводят очи к Всемилостивому Спасу и, присоединяя свой голос к пению клира, со слезами вопиют: Господи помилуй..., не прогневайся на ны зело, но призри и избави нас: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои... Умилительное, трогательное зрелище! И Господь ли не услышит взывающих к Нему, не ниспошлет им благодать Свою! но для веры настает минута еще более торжественная, явление еще более потрясающее душу. Служитель алтаря, погружая в воды животворящий крест Господень, возглашает с клиром: Спаси, Господи, люди Твоя... Окрестность оглашается гимном... А народ? народ, повторяя ту же песнь, или падает на колена, или бросается в речку, или повергает в нее свою одежду, так что воды Чуржские на время останавливают свое течение... Пусть, кому угодно, называют эти и подобные выражения молящегося народа отжившей стариной; мы, видя все сказанное нами и не желая противоречить собственному своему убеждению, назовем это чувством благочестивым, силой народной веры, святым наследием предков, которого стыдиться не должно. Правда проходя чрез разные лица и обстоятельства, это наследие то от предрассудков и суеверий, то от приражения чуждых мыслей, довольно огрубело: но что нужды? В существе своем оно не изменилось и грубость нынешних форм молитвенного духа при благоразумных и благонамеренных руководителях, мало по малу сгладится. С окончанием молебствия, крестный ход возвращается в часовню, а народ расходится по разным надобностям в разные места.

Устройство часовни таково:

Часовня - деревянная, стоит среди деревни, на левом берегу ручья Коробова, месте ровном и просторном; она широтой до 2 1/2 саж., длиной в 3, а вышиной в 2, с тремя боковыми косящетыми окнами, двускатной крышей и четвероконечным деревянным на князьке крестом. Лицем обращена она на восток; вход имеет с запада, внутри состоит из двух частей, разделенных между собой капитальной стеной, или, как бы из притвора и самой часовни. Притвор вел Porn Stars
celebrity sextapes
gay cartoon porn
gay hentai
mature milf
naked celebrities
celeb sex tapes
naked celebrities
real celebrity porn
ичиной около 2 1/2 кв. саж. об одном окне справа, с голыми, ничем неубранными стенами, кроме внутренней поперечной, на которой находится несколько шести или семи вершковых старого письма икон, поставленных полукружием над самым часовенным входом, а по правую сторону входа - большая, также старого письма, икона святителя и чудотворца Николая; пред ней висит лампада. Часовня, где собственно совершаются молитвословия, с первого раза представляет взору посетителя вид молитвенницы. Вся передняя стена ее убрана иконостасом в два яруса. В первом, или нижнем ярусе, серединное место занимает явленная икона Вседержителя, для поклонения которой собираются богомольцы, водящиеся, как бы наперекор препретельной человеческой мудрости (1 Кор. 2, 4) простотой веры, во славу Божию. Святыня эта, как видно по самому пошибу письма и краскам, - святыня древняя. Длиной она 10, а шириной 8 вершк., и совмещает на себе шесть поясных ликов в два ряда: в верхнем, на средине - лик Вседержителя, а по сторонам - Илии пророка и Николая чудотворца; в нижнем, на средине лик великомученика Георгия, а по сторонам лики бессребренников Косьмы и Дамиана. Вся эта икона покрыта медной подбеленной ризой и украшена разными привесками благочестивых чтителей святыни, в выемном кивоте за стеклом. Пред иконой висит лампада и подальше шести-перое паникадило, на котором молящиеся ставят свечи - светильники своей веры и молитвы. За иконой Вседержителя следует по правую сторону: икона Георгия великомученика, а за ней на боковой стене - Илии пророка; по левую - икона Николая чудотворца, а за ней также на боковой стене - Вседержителя, копия с явленной. Все четыре иконы много больше явленной, кроме копии, которая точь в точь - в меру подлинника и за стеклом, в выемных кивотах и покрыты медными подбеленными ризами. Второй ярус составляют иконы нынешнего, почти местного письма, сравнительно меньшей меры и не покрыты ризами. Из них серединная: тайная вечеря, а за ней, по правую сторону - сошествие Св. Духа на апостолов и Архангел Михаил - престольная приходской церкви, а по левую - Успение Божией Матери и угодников архидиакона Стефана и мученицы Ирины - ангелов устроившего на свой счет иконостас удельного крестьянина дер. Слободы Шенкурского уезда С. Н. и жены его И. Н. Есть и на боковых стенах вне иконостаса иконы с ликами разных угодников Божиих, большей частью, судя по письму, времен XVIII столетия. У клиросов, которых два, стоят две довольно хорошие хоругви. Все же внутреннее пространство часовни, освещаемое двумя боковыми окнами, с небольшим 4 кв. саж., след. взятое и вместе с притвором очень мало даже для небольшого числа богомольцев, не говорю уже о собирающемся в праздник количестве их. Это неудобство видят и чувствуют все, как местные жители, так и приходящие богомольцы; а потому первые, слышно, ходатайствовали о построении каменной более пространной часовни, ныне же просят начальство о дозволении построить им на месте часовни церковь.»
Протоиерей П. Воронов

Статья эта была напечатана в Октябрьской книжке Странника 1862 года.

Источник:
Вологодские епархиальные ведомости. - 1865. - №8. - Прибавления. - С. с. 274-286.